ИНТЕРВЬЮ | Кенозерье – единство природы, культуры и человека
В конце июля в Список всемирного наследия ЮНЕСКО был включен Кенозерский национальный парк, расположенный в Архангельской области России. В этой связи Служба новостей ООН поговорила с и.о. директора ФГБУ Национальный парк «Кенозерский» Александрой Яковлевой. Интервью публикуется в сокращенном варианте.
Александра Яковлева: Кенозерье – национальный парк, то есть это особо охраняемая федеральная природная территория, которая, как и все национальные парки России, была создана для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Начало было положено 23 декабря 1991 года. Понятно, какое это было сложное время, и тогда вопрос сохранения наследия мало кого волновал. Стояли задачи выживания, а не сохранения и развития.
Мы сохраняем не только находящееся в опасности природное биологическое разнообразие, но и культурное наследие – материальное и, что очень важно, нематериальное. Кенозерье – это единство природы, культуры и человека. Делить природное наследие и культурное наследие – совершенно неправильно, хотя такое очень часто происходит и в нашей стране и в целом ряде других стран. Надо отметить, что в последнее время очень многие приходят к пониманию единства и неделимости природы и культуры. Как будут выглядеть памятники, если их будет окружать изуродованный ландшафт? Или как будет смотреться наша прекрасная кенозерская природа, если исчезнет старинная деревянная архитектура? Поэтому принцип территориальной охраны всех видов наследия лежит в основе всех наших управленческих действий.
© K. Кокошкин
Служба новостей ООН: Местные жители, наверное, как раз являются хранителями нематериального культурного наследия…
Александра Яковлева: Безусловно. Это территория была очень известна и интересна ученым, исследователям начиная с середины XIX века. Природный комплекс Кенозеро в 1850 году изучал известный академик Петр Кеппен. В эти же годы, в середине XIX века, начались масштабные экспедиции фольклористов, этнографов, которые открывали для себя русский Север и восхищались им. На Кенозере было записано свыше трех тысяч эпических текстов. Кстати, когда готовили наше национальное досье с критериями, по которым мы хотели войти в список ЮНЕСКО, там как раз была высокая степень сохранности нематериального наследия. Это в первую очередь былины. Былины русского Севера можно ставить в один ряд, например, с эпическим наследием Исландии.
Александр Федорович Гильфердинг, великий наш академик, фольклорист, председатель этнографического отделения Русского географического общества в конце XIX века, задавал сам себе вопрос, почему здесь воздух пропитан эпической поэзией? Почему здесь так много сохранилось устной традиции? И сам же себе отвечал на него: свобода и глушь. Но свободу он ставил на первое место. Он говорил, что народ здесь честнее, добрее и трудолюбивее. А он все таки объехал всю нашу страну.
Кроме эпической традиции нематериального наследия, в Кенозерье сохраняются промыслы и ремесла. Они очень органично вписываются в современную жизнь этой территории.
Важнейший аспект нашей деятельности – охрана архитектурного пространства деревень. Здесь традиционная застройка. Нельзя сохранять отдельные памятники архитектуры, если их будут окружать железные заборы, если будут сайдинги, пластиковые окна… К сожалению, сейчас большинство деревень повсюду превращаются в дачные поселки, а у нас на Кенозере вы практически не встретите никаких признаков современной, в кавычках, русской архитектуры. Здесь мы работаем в тесном контакте с местными жителями, и они понимают, что наши традиции – это и есть наш главный ресурс развития.
© K. Кокошкин
Служба новостей ООН: Как вам удается сохранять старинную деревянную архитектуру?
Александра Яковлева: Главный критерий, по которому мы вошли в список объектов культурного наследия, – это комплекс деревянных построек, которые сохраняются в Кенозерье. На балансе парка находится около 60 объектов культурного наследия. Наибольшую ценность представляет комплекс кенозерских часовен. Их у нас более 30, и они все совершенно разные, все уникальны по своей архитектуре. Многие исследователи говорят, что это своего рода живой учебник русской деревянной архитектуры. Есть простые формы часовен. Потом можно проследить, как они развивались, к некоторым была пристроена звонница. Некоторые часовни с галереями. Еще одна отличительная черта наших часовен – это наличие «небес», то есть часовенных храмов. У нас самая большая в России коллекция деревянных перекрытий – этих самых «небес», расписанных на библейские сюжеты. Кроме этого комплекса часовен, у нас есть памятники федерального значения. Их два это – Почезерский храмовый комплекс и Ансамбль Порженского погоста, включающий церковь святого великомученика Георгия.
В чем еще ценность нашей архитектуры? Мы не музей деревянного зодчества, не место, куда памятники архитектуры были перевезены из разных мест, вырванные из своего исторического ландшафта. У нас все постройки подлинные и находятся на своих местах.
В самом начале XX века был расцвет этой территории, и жило максимальное в ее истории количество людей по берегам озера. XX век, конечно, прокатился катком по судьбе наших деревень. Тем не менее из 80 существовавших ранее часовен сохранилось около половины. Такой степени сохранности больше нигде в России нет.
© K. Кокошкин
Как я уже говорила, в 90-е годы практически все памятники находились в полуразрушенном аварийном состоянии. За 30 лет нам удалось полностью реставрировать 30 памятников, на 24-х провести противоаварийный ремонт, и каждый год мы проводим новые работы. Деревянное зодчество – очень живой материал, который требует постоянного внимания, заботы, ухода.
Здесь очень важно сказать, что в 90-е годы огромную помощь нам в реставрации памятников архитектуры оказала Норвегия. Наше сотрудничество продолжалось более 15 лет. Мы всегда с большим уважением и добрым словом вспоминаем наших норвежских партнеров и друзей. Благодаря поддержке Норвегии мы отреставрировали полностью пять часовен, восстановили действующую водяную мельницу, причем первую в России. Сейчас у нас их уже две. Кроме того, тогда мы начали работы по восстановлению шедевра русского деревянного зодчества – Почезерского храмового комплекса. Таких в России осталось всего шесть, а когда-то было 150. Это действительно исчезающее наследие, которое имеет колоссальную ценность. Как говорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, главный вклад России в мировую культуру – это наша музыка, литература и деревянное зодчество.